ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ АНАТОЛИЯ ФИЛИМОНОВА. 07/XI/2024 - 08/I/2025

Анатолий Георгиевич Филимонов был человеком по-своему удивительным. Тихий, малоразговорчивый, при этом можно определённо сказать, что он был внутренне необычайно глубоким художником, размышляющим постоянно о жизни, о мире, о человеке. Эта его особенность существенно приоткрылась именно сегодня, спустя более чем двадцать лет после его ухода из жизни. Приехав в Пермь после учёбы в столице, Анатолий Филимонов начал работать очень активно. Тогда город узнал о его способности заниматься и живописью, и лаковой миниатюрой, и создавать эффектные декоративные работы, оформлявшие в своё время целый ряд общественных пространств. Он много работал в техниках эмали, холодного и горячего батика и постоянно совершенствовал своё искусство. Станковые, также как и некоторые декоративные произведения, созданные в 1970 – 1980 е годы уже тогда обладали той особенностью, при которой видимые образы не исчерпывали смыслы. В них всегда оставался внутренний непростой авторский контекст. Эти особые качества получили активное развитие в его работах в 90-е годы, которыми датировано большинство произведений в экспозиции новой выставки в галерее «Марис-Арт».

Название «Земное и небесное Анатолия Филимонова» погружает в размышление о важных смыслах в жизни и в искусстве. Темы, которые можно довольно условно отнести к «земному», это цикл эмалей «Времена года», несколько пейзажных произведений, ряд композиций, датированных 1993 годом («Моя Москва», «Первый лёд», «Материнство», «Дом Ростовых» и др.). Образы этих работ «земными», по сути своей не являются. В каждом изображении присутствует некая странность, побуждающая внимательного зрителя погружаться в авторскую логику смыслов, когда знакомые фигуры и объекты утрачивают своё бытовое правдоподобие. Так «Времена года» представлены женскими обнажёнными фигурами, которые дополнены элегантной россыпью цветовых пятен, таинственными знаками и формами. Живописный триптих «Рассвет», при всей узнаваемости пейзажного мотива, тем не менее, создаёт ощущение тайны вселенной, существующей вечной красоты.

Группа живописных композиций таких как «Моя Москва», «Дом Ростовых» и другие напоминают реальность и даже включают некоторые факты биографии автора, но совсем не становятся рассказом или иллюстрацией. В каждой композиции два слоя изображения, где пейзаж может переходить в интерьер, портрет, жанровый эпизод, и все они составляют особый жизненный калейдоскоп. Сложность построений соотносится со сложностью ассоциативных связей и смыслов. Нежность и поэтичность являются определяющими во многих работах Анатолия Филимонова, однако эти качества не лежат на поверхности, они как бы спрятаны от досужего взгляда. Не случайно Пушкин и Достоевский, их персонажи и образы не раз появляются в многообразных вариантах высказываний, отображенных разными авторскими приёмами и техникой. Здесь можно видеть редкое сочетание импрессионистических способов изображения почти миражных образов с живописными достоверными цитатами. В контексте сегодняшней выставки серия «Пушкиниана» и композиция «Бесы. Достоевский в Перми» оказываются удивительно наполненными важными смыслами.

Композиционное и техническое многообразие произведений Анатолия Филимонова свидетельствуют не столько о профессиональном мастерстве, сколько о сложности его взгляда и понимания жизни. Совсем не случайно в его творчестве появляются библейские темы, в том числе не очень распространённые сюжеты, главная особенность которых -  отсутствие иллюстративности. Несколько созданных в 90-е годы христианских циклов отличаются необычайной, почти заурядной простотой. Сдержанные по цвету, они, как правило, лаконичны по композиции и воспринимаются как достоверные свидетельства очевидца. Эффектность подачи в них принципиально отсутствует. Прежде всего, это свидетельство вдумчивого чтения священных текстов, их глубокое авторское переживание. Свет и тьма всегда здесь будут знаками Добра и Зла. Пронзительный трагизм их столкновения лишь едва обозначен образами непримиримого мрака и выхода к свету. Борьба этих сил присутствует не навязчиво, но неизменно в произведениях художника-мыслителя. Библия для него становится добрым и мудрым собеседником/

В центе большого зала экспозиции, словно в утверждение основной темы творчества Анатолия Филимонова, представлен сочный цветовой акцент, великолепный цикл «Семь дней творения» из коллекции Пермской художественной галереи. Седьмого ноября, в день открытия выставки галерея отметила свое 102-летие со дня основания. По просьбе «Марис-Арт» галерея любезно предоставила две серии произведений художника – «Времена года» и «Семь дней творения мира». Сам факт нахождения этих и других работ Анатолия Филимонова в собрании одного из крупнейших музеев страны, говорит о значимости его произведений для искусства второй половины 20 века.

«Семь дней творения» - это сложносочинённые композиционные построения, с применением блоков цветных эмалей, живописных батиков и металлических пластин. Приём ассамбляжа, встречающийся в работах художника, всегда разнообразен, в зависимости от избранной темы и материалов, в использовании которых он обладает особым мастерством. Постоянно экспериментируя с темами, с техническими и пластическими способами передачи, он каждый раз, словно в свободной джазовой импровизации, неизменно оказывался новым и неожиданным. Изображения библейских циклов работ не поддаются словесному описанию, они рассчитаны на зрительское подключение к авторскому смысловому высказыванию. Они способны заряжать эмоциональным отражением важного смысла сотворения мира и человека, движения от тьмы к свету и к радости бытия.

В каждой новой выставке работ Анатолия Филимонова происходит словно новое, иногда неожиданное открытие мира. Главное, что было свойственно этому удивительному художнику, это глубоко прочувствованная и пронзительная любовь к миру и человеку, любовь к самой жизни, такой трудной и разнообразной.

Ольга Клименская, искусствовед