Я ПОВЕСТВУЮ ТОЛЬКО О СВОЕМ... 13/VI - 25/VII/2024
Пятая выставка Алексея Балмасова в галерее Марис-Арт вновь подтверждает, что художник всегда готов удивлять зрителей. Уже одно то, что, будучи в высшей степени успешным графиком, владеющим множеством изощрённых приёмов печатной гравюры, он последние более чем два десятка лет не менее значимо работает как живописец. Надо сказать, что удивляет он как каждой работой и даже отдельными фрагментами своих произведений, что неизбежно раскрывается при их внимательном рассмотрении. Именно это и даёт возможность увидеть новая экспозиция.
Название «Я повествую только о своём…», взятое у Омара Хаяма, отвечает творческому кредо художника Алексея Балмасова. Выставка даёт возможность это не только увидеть, но и почувствовать как в великолепных графических листах автора из его наследия конца 1990-х годов, так и в живописных произведениях, созданных в 2000-2020-е годы вплоть до настоящего времени. Изменив технику работы, художник совсем не изменяет себе - он также сочетает тонкую, едва заметную иронию, простоту и сложность и образов, и сюжетов. Даже не смотря на то, что сюжеты графических работ и живописи, казалось бы, ничуть не схожи, в них присутствует всегда неожиданный второй и третий смысловой планы.
Сложные образы и формы в графических работах Алексея Балмасова образованы множеством наложений самых разных элементов, начиная от линий, пятен, форм. Графические листы «Сон поэта», «Битва амазонок с греками», «Девушки и Химера», «Победитель», «Учитель танцев» и другие совсем не иллюстрации. Авторской особенностью таких разных тем, как мифологические и театрализованные образы, к которым обращался автор в своих гравюрах, можно считать то, что изображения наделены определённой реалистичностью в целом ряде деталей. Каждое настоящее произведение это послание, которое зритель может дешифровать по-своему. Гравюры выполнены с мастерским размахом, с использованием разнообразных технических приёмов, казалось, не имеющим никаких ограничений. Сочетание простоты и сложности пластического композиционного языка позволяют увидеть и почувствовать за внешним сюжетом неожиданные эпичность и нежность, иронию и силу.
Новые живописные работы Алексея Балмасова это, со всей очевидностью, привычные сюжеты: - портреты, натюрморты и пейзажи. Однако, при всей их реалистичности, узнаваемости и даже иногда классических приёмов изображения, они неизменно вызывают активное удивление. Они наполнены какой-то отстранённой почти эпической странностью. При всей кажущейся простоте ничто не равно тому, что кажется на первый взгляд и всё, вместе с тем просто и по-своему осмыслено автором. Здесь внимательному зрителю открывается какой-то совсем незнакомый, эмоционально заряженный мир.
По всей вероятности, именно авторские живописные приёмы задают внутреннюю экспрессивность простым знакомым жанрам. Способ наложения мазков, иногда закрученных, набрызганных, словно выплеснутых на картон превращает реалистичный сюжет в нечто иное. Краска разных фактур иногда пластично образует узнаваемые формы, иногда течёт поверх уже созданного изображения. Следует заметить, что всё это делается не для экспериментов или создания впечатлений. Все движения форм на поверхности изображений представляют необычайно индивидуальный «выплеск» художника. Для Алексея Балмасова это, во многом, пластические высказывания, своеобразная игра в аллюзии. В этом всегда есть яркая эмоциональная насыщенность и драматизм.
Бесконечно многообразие миров Алексея Балмасова таит одновременно простоту и фантастичность. Легко узнаваемые мотивы и образы у него лишены обыденности, в них статика сочетается с подвижностью, легкость с основательностью, а серьёзность уживается с иронией. Пластическая маэстрия его приемов делает его произведения всегда интересными, приоткрывающими важные смыслы и тайны.