ПЕРМЬ. ПРО ЗАВОДЫ. 15/IX - 15/XI/2022

           Проект «Огни на Каме», посвящённый 300-летию города, по замыслу представляет жизнь и историю Перми, увиденные глазами художников разных поколений. Выставочная экспозиция «Пермь. Про заводы» с одной стороны логичная и даже необходимая, поскольку наш город, прежде всего промышленный, из числа тех городов, которые справедливо называют «опорный край державы». И сама Пермь, беря своё начало с 1723 года, создавалась на основе Егошихинского медеплавильного завода. С другой стороны, тема выставки и неожиданная, действительно сложно представить столь разнородные явления, как промышленные предприятия и изобразительное искусство. Нет ничего, казалось бы, более далёкого друг от друга.

            Вспоминая историю России в 20 веке, необходимо вспомнить, что и заводские, а также фабричные производства активно развивались, и темы промышленности играли существенную роль в искусстве. Ещё начиная с 1930-х годов, художники получали командировки в строящиеся города и на предприятия первых пятилеток. Уже в 1960-е – 1980-е годы мастера искусств Перми регулярно участвовали в таких поездках по территории города и области. В этот период «производственная тема» в большинстве экспозиций находилась в приоритете. Безусловно, это был так называемый «социальный заказ». Тем не менее, своим талантом и уважением к теме, подчас нелёгкого труда, художники умели показать не только сложность, но и его красоту, а также и красоту людей самых разных профессий.

            Пётр Оборин, Иван Борисов, Александр Репин, Александр Зырянов, Анатолий Филимонов, чьи произведения представлены в экспозиции «Пермь. Про заводы», были в своё время не только крупнейшими мастерами искусства Перми, но и художниками, имевшими широкое признание и составившими славу в масштабе страны. Производственная тема ни для кого из них не была основной в творчестве. Однако она и не была даже в малой степени для них конъюктурной. Каждый из них писал то, что ему близко. Для Петра Оборина, Александра Зырянова и Анатолия Филимонова – это человек в пространстве его существования и труда. Здесь живопись и графика становятся важными составляющими выразительных средств. У Зырянова чёткие рубленые линии графических силуэтов и движений, становятся значительными элементами раскрытия темы. У Оборина и Филимонова сложная живописная структура изображения передаёт красоту мира во множестве её проявлений: и в структуре калийной шахты, и в речном пейзаже. Фигуры людей, переданные динамичными силуэтами в изображении у Оборина или в бликах света и тени, пластической выразительности лица и спокойной уверенности движений в работе Филимонова, всё это свидетельство высокой степени уважения к избранной теме.

            Иван Борисов и Александр Репин заводскую, промышленную тематику передают через свойственные им пейзажные образы. Каждый автор своим пониманием существенно обогащает, делает неповторимыми ландшафтные мотивы. У каждого мощь промышленной темы находит свои выразительные приёмы. Акварели Борисова пространственно значительны и красивы мужественной красотой. Живопись Репина сурова, подчас трагична в ощущении гибели живой природы. Ставшие знаменитыми именно своими уральскими пейзажами авторы, сумели передать необычайно сложную тему современной действительности. Гиганты промышленности не только зачаровывали художников масштабностью своих пространств, но и побуждали к размышлениям о последствиях их влияния на природу.

            Постиндустриальные территории сегодня дают немало тем и образов художникам нового поколения. Так Олег Филимонов и Виктория Ушакова каждый в своём материале размышляют средствами искусства ассамбляжа о последствиях непростых отношений живой природы и промышленных объектов. Необычайны пространственно-воздушные образы оригинального художника Игоря Новикова.

            Совсем по-особенному в контексте избранной темы воспринимаются произведения Михаила Павлюкевича. Его акварели, привезённые в своё время из Усолья, напоминают о том, что промышленное производство в Пермском крае имеет куда более давнюю традицию. Еще в 16-17 веках купцы и именитые люди Строгановы наладили на Урале добычу соли, которой торговали в России и с Европой. В Усолье находилась основная контора Строгановых, где решались все важнейшие связанные с производством и продажей вопросы. Здание «Палат Строгановых», построенное в конце 17 - начале 18 века, стало одним из объектов, показанных Павлюкевичем. Он также изображает и фрагменты знаменитого ансамбля Усолья, который современники сравнивали с петербургскими. Для автора здесь становится важным и мощность построек, и выверенная эффектность архитектурных ритмов и сочетаний, и грустная красота увядания.

            Тема «Про заводы» в экспозиции галереи «Марис-Арт» доказала и обрела необыкновенную качественную красоту и возможность гармонии, столь неожиданных для выставки изобразительного искусства.

Ольга Клименская, искусствовед