ПЕРМЬ. ПРО ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ. 15/IV - 15/VI/2022

Настоящая выставка – это начало проекта, сформированного к предстоящему 300-летию города Перми  и поддержанного Президентским фондом культурных инициатив. Проект с названием «Огни на Каме» будет состоять из четырёх частей, в каждой из которых найдут своё отражение важные исторические и культурные события. Задумано так, что здесь будет представлена тема своеобразного творческого диалога Художник и Город. Первая часть проекта посвящена одному из самых сложных периодов в истории Перми и Пермского края. В одной экспозиции соединились произведения, напоминающие зрителям непосредственно о событиях и настроениях трудного времени 1941-1945 годов, работы художников фронтовиков, а также ряд композиций, созданных мастерами послевоенного поколения.

Первая важная группа работ представляет образцы плакатов «Агит-окон», которые в годы Великой Отечественной регулярно появлялись на улицах Перми, на вокзалах, на площадях, в проходных заводов. Город жил напряжённой тыловой жизнью, где наряду с вестями с фронта, были востребованы новости с заводов, фабрик и сельских районов. Плакаты создавались в агит-мастерской, находившейся в одном из помещений колокольни Спасо-Преображенского собора, в котором располагалась Пермская (в те годы Молотовская) художественная галерея. В коллекции галереи сегодня и хранится большой объём созданных здесь плакатов. Среди их авторов были пермяки Иван Россик, Пётр Оборин, Виктор Орешников… В работе над агит-плакатами художники видели свой вклад в важное для страны дело. Изображения, в сочетании с текстами, говорили сами за себя. В тот период это было по-настоящему действенно и оказывало поддержку людям.

         Словно вслушиваясь в те далёкие и трудные времена, в голоса ушедших незаметных героев, живописец Татьяна Нечеухина уже в 2020-е годы создала композиции «Наши мамы», «Юнгородок», «Ночная смена» и «Галерея». Строгие по цвету и пластике, проникновенно сдержанные картины, не только удивительно созвучны периоду, о котором идёт речь, в них подспудно угадываются напряжение и драматизм. Важно отметить, что эти работы не только отражают ведущую тему экспозиции, но и были созданы на основе реальных событий тыловой жизни. Удивительно то, насколько оказалось органичным соединение плакатов 1940-х годов и произведений, созданных совсем в другое время. Безусловно, здесь также очень кстати представлены композиции Анатолия Филимонова «Судьба», «Последний день каникул», «Комета над городом» (1990-е). Сочность цветовой гаммы этих работ задаёт и немаловажный колористический акцент, и обостряет значения остальных произведений, сосредоточенных в очень небольшом зале.

         Не менее удивительно то, что основная экспозиция большого зала, где представлены живописные работы трёх непосредственных участников сражений Великой Отечественной, отличается позитивным настроем. Иван Борисов, Александр Репин и Виктор Кузин хорошо известны своими произведениями не только в Перми, но и далеко за её пределами. Словно стремясь навсегда оставить в прошлом то, что им довелось пережить, никто из них практически не обращался к трудным воспоминаниям в своём творчестве. Чаще всего они пишут природу. Многообразие её форм и цвета, бытовых или пространственных особенностей превращают их произведения в настоящий гимн жизни и красоте. У каждого из авторов, при всём разнообразии приёмов и мотивов отчётливо виден свой взгляд на действительность. Темпера и акварель в работах мастеров высокого класса имеют всякий раз свои стилистические особенности и цветовые предпочтения. Эмоциональная сочность и лиризм, композиционные движения пространства и чуткое всматривание во множество деталей самой жизни образуют настоящие пейзажные оркестровки. Северные и уральские ландшафты, древние постройки России или Средней Азии, Прибалтики или Закавказья, - превращены в эпические пейзажи-картины.

         Акварели Ивана Степановича Борисова всегда наполнены пластическими и цветовыми энергиями. В графических листах присутствует монументальность, вне зависимости от избранного мотива. Автор удивительно переводит натурные образы на возвышенный язык романтичности и космизма. Горы, холмы, реки, небеса, также как городские и храмовые постройки наполнены самой жизнью, воплощенной в особой фактурности цвета, линий и ритмов.

         Своеобразный космизм, несомненно, присутствует и в пейзажных образах живописи Александра Ивановича Репина. Его природа необычайно монументальна и, вместе с тем, пронзительно лирична. Пространство ландшафтов величественно простирается в глубину  холста, движется вдоль его края, забегая в диагональ, и возносится в небеса. Живописная фактура отличается выразительной сочностью и, как правило, становится активно действующим персонажем его картин.

         Акварельные листы Виктора Фёдоровича Кузина наполнены особой  атмосферностью. Техника работы «по сырому» даёт возможность передачи тонкого нежного настроения. Нередко бытовой фактаж его листов, наряду с внимательной созерцательностью, наполнен чутким  лирическим настроением. Акварельная техника мастера особенно воздушна и нежна. Композиционный аскетизм приближает к зрителю достоверность жизни и действий героев, среди которых могут быть не только люди, но и животные, архитектурные памятники или просто стены домов, лестница или отражение света на влажном полу.

         Первый зал выставки, имеющей название «Пермь. Про Великую  Отечественную» вполне может вызвать удивление. Зрителя встречает величественная панорама великолепных пейзажных работ, которые наполняют всё пространство экспозиции светом, воздухом и умиротворением. Сдержанные мягкие или динамичные линии природы, цветовое многообразие и «размывы» красок настраивают на восхищение и созерцание мира красоты и красоты мира. Всё это, как никто другой, ценили бывшие участники боевых действий. Своё отношение к жизни в её разнообразных проявлениях, высокие профессионалы передают в мастерски исполненных живописных и графических произведениях.

Проект «Огни на Каме» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.  

Ольга Клименская, искусствовед