НАШЕ НОВОГОДИЕ. 10/XII/2021-22/I/2022

«Новый год к нам мчится, скоро всё случится!…», - сколько раз мы слышали и даже подпевали словам этой бодрой песни! И всякий раз, мы надеялись и предвкушали, что если и случится что-то, то только хорошее, прекрасное и просто чудесное. Однако наш новый опыт показывает, что возможно многое…

Определённая двойственность присутствует в нашем отношении к новогодию: с одной стороны – это праздник и радостно встречать новый год, ожидая чего-то интересного, волшебного. Вместе с тем, новый год – это шаг в неизвестность, а каждый уходящий год уносит с собой и что-то дорогое, незабываемое. Нам пришлось научиться принимать новые правила жизни и взаимодействия с обстоятельствами, и очень хочется верить, что некоторые из этих правил останутся в прошлом. При всем том, самым сложным было и остаётся уход дорогих нам людей. Такой для большинства в художественном сообществе стала кончина художника Михаила Павлюкевича.

В память о нём экспозиция выставки «Наше Новогодие» включает десять его прекрасных произведений, созданных в последние несколько лет. Свет, которым наполнены акварели Павлюкевича, озаряет всё пространство зала. Магия произведений этого художника необъяснимо притягательна. Сочетание трогательной хрупкости и силы его образов заставляет погружаться в необычайно чудесный и волшебный мир. Новогодняя тема в произведениях Павлюкевича звучит на этой выставке очень нежно и вполне определённо, так, словно художник нас приветствует и улыбается по-доброму.

Ольга Субботина в экспозиции показала одну свою графическую работу «Вишерский заповедник» и цикл текстильной пластики «Воскресный день», созданный в 2021 году. Авторские приёмы Субботиной отличает точный подбор фактур материалов и прорисованная стежками графическая проявленность и выразительность. Любимое для многих занятие, зимняя рыбалка, интересна метким наблюдением и деталями, показанными с изрядной долей иронии.

Проникнуты мудрым спокойствием произведения Петра Оборина «Иней», «Пейзаж с луной» и «Звездопад». В них выразительная живописная фактура сочетается со спокойной классичностью композиции. В неожиданном игровом контрасте с живописными работами в экспозиции соединяются игровые новогодние детали и объекты: сидящие на завалинке зверюшки, стоящие импровизированные, фантазийные ёлки, одна из них - кубистическая и украшена, как и положено игрушками. Здесь же разного рода ёлочные украшения, светящиеся домики, звёздочки и мелкая пластика с изображениями животных, птиц, ангелов и множества других чудесностей.

Мастера декоративного искусства всевозможных направлений в праздничной экспозиции показаны особенно разнообразно. По традиции, немало представлено работ камнерезов. Это корифеи и мастера своего дела Степан Кривощёков, Сергей Нечаев, Фаина и Роман Овчинниковы, Татьяна Нелюбина и Татьяна Овчинникова-Дудник. Автор нескольких эмальерных композиций Наталья Степанова активно работает не только с фактурой, но и с цветом. Мягкие игрушки, рассевшиеся на завалинке дополняют всё многообразие праздничной кутерьмы.

Мы знаем, что для того чтобы праздник непременно состоялся, требуется его подготовить. Этим занимался большой коллектив художников различных специальностей под бдительным оком хозяйки галереи, феи-волшебницы Татьяны Пермяковой. Создавая праздничное настроение, она пригласила к участию как хорошо известных авторов, так и привлекла новых. Среди новых персонажей в этом пространстве особенно отрадно видеть мастера керамики Марину Еркович. Она давно работает «на стыке» скульптуры и декоративного искусства. Её образы самобытны и всегда пластически неожиданны. Нередко она формирует тематические серии. Так в экспозиции представлена коллекция с названием «Мой друг Арлекин», где автор представила фактурно проработанный образ полиптих, созданный с использованием шамота и цветных глазурей.

Еще три персонажа европейского народного театра показаны в графических листах Игоря Шушпанова («Печальный клоун»), Алексея Балмасова («Арлекин») и в живописной работе Константина Николаева («Звездопад»). Первый из них, сам не чужд актёрской профессии, он также впервые экспонирован в Марисе, тогда как Балмасов и Николаев в числе давно любимых и постоянных авторов. Пластическое и цветовое многообразие карнавальных образов, различная гамма их настроений задают ассоциативно сложное представление о жизненных обстоятельствах. Тогда как абстрактные произведения Павлюкевича, Анатолия Френкеля и Андрея Побережника передают намёками и полутонами, штрихами и шорохами пронзительное ощущение непреходящей красоты пространства и мира.

Звучные декоративные произведения Натальи Степановой и триптих «Рождество» Лидии Ерохиной исполнены радостным настроением праздника. Остроумное преломление приёмов урало-сибирской  росписи по дереву у Ерохиной соединено с элементами народных представлений об этом празднике и заразительной позитивной энергией.

Встречают и провожают посетителей выставки пейзажи таких признанных мастеров этого жанра как Анатолий Филимонов («Сумерки») и Константин Николаев. Благодаря также и этим работам экспозиция обрела свое неповторимое лицо. Наш путь в Новогодие сопровождён отличными произведениями целого ряда прекрасных художников.

Ольга Клименская, искусствовед