ЛЮДИ, ПТИЦЫ, МИФЫ... 07/IX - 07/XI/2021

 

  Новая экспозиция в галерее Марис-Арт с, казалось бы, простым названием, тем не менее, таит в себе множество сложных смыслов. Во-первых, здесь своими произведениями оказались соединены два абсолютно разных мастера – скульптор-камнерез Татьяна Нелюбина и художник-график Алексей Балмасов. Оба автора не просто работают в различных материалах, но имеют за плечами две разные профессиональные школы – Пермскую и Красноярскую академии художеств. Тем не менее, обе академии  объединяет родственная система российского художественного образования.

  Скульптор Татьяна Нелюбина, работающая с осязаемыми объёмами, использует для своих произведений, в основном, простые уральские поделочные породы камня (известняк, гипс,  талькохлорит…). Художник-график Алексей Балмасов создаёт часто крупноформатные листы в изысканно-сложной технике гравюры на металле, с добавлением сложных авторских приёмов. Если скульптурные работы Нелюбиной датируются началом 21 века, то гравюры Балмасова были созданы, как правило, в 1990-е годы… И тем не менее произведения двух столь разных авторов удивительно перекликаются между собой, взаимодействуют на уровне глубоких и важных культурных смыслов.

  Работы Алексея Балмасова сразу обращают на себя внимание своими масштабными форматами и активными пластическими решениями. Активность изобразительных форм в гравюрах не часто дополнена цветом. Колористическая сдержанность, тем не менее, отличается энергетической напряжённостью, усиленной сложносочинёнными рисовальными приёмами. Техника исполнения настолько изощрена, что создаётся впечатление своеобразной зашифрованности самих изображений и их смыслов. Пластическая эмоциональность в произведениях Алексея Балмасова задаёт многообразные ассоциативные связи, подающие сигналы мудрого понимания бытия.

  Удивительным образом небольшие по размерам скульптурные произведения Татьяны Нелюбиной вступают в своеобразный и выразительный диалог с графическими работами. Совсем простые, но очень точно найденные формы каждой из скульптур, отличаются абсолютной самодостаточностью и той же мудростью постижения жизни. В малой пластической форме автору удаётся создавать убедительные и неожиданно сложные образы, отличающиеся яркой выразительностью. Это тем более необычно, что Нелюбина использует, чаще всего распространённые на Урале гипсовые породы камня. Она также, как и Алексей Балмасов мастерски владеет техническими приёмами, которые применяет с точным пониманием целей и смыслов.

  Темы и образы обоих авторов интересно пересекаются и между собой перекликаются. Человеческие фигуры, животные, птицы и сочетающие их различные сюжеты выстраиваются так, что воспринимаются необычайно значительно. В гравюрах эти образы занимают первый план, в скульптуре малой формы, как ни странно, монументальность достигается точно найденным выразительным обобщением. Здесь автор, как правило, работает с одной фигурой. Лаконичность пластических форм придаёт совсем небольшим по размерам работам Татьяны Нелюбиной особый знаковый смысл. Важной особенностью подходов обоих авторов к основным смыслам становится личностное погружение в тайные знаки исторических понятий и мифов. Гравюры Балмасова «Битва амазонок», «Девушки и Химера», «Сусанна и старцы»,  «Тайная вечеря», также как скульптурные образы Нелюбиной «Птица Сирин», «Предок», «Философ», «Пещерный», «Белая ворона», «Ивана Купала», - все они лишены литературности и каких бы то ни было отвлекающих бытовых подробностей. Всякий раз авторские высказывания мощны и значительны.

  Совсем простые житейские темы осмыслены и наполнены своими индивидуальными, особенными и всегда неожиданными трактовками. У Татьяны Нелюбиной «Травы», «Росток», «Сидящая», «Баба с кошёлкой», у Алексея Балмасова «Продавец вин», «Беседа», «День рождения», «Модный портной», «Учитель танцев», - все они показывают и рассказывают о чём-то большем, чем бытовые сюжеты, а также побуждают к размышлению через созерцание необычной красоты. Яркое образное мышление у обоих авторов проявляется в каждом произведении. Попробуйте вообразить скульптуры с такими названиями как «Спящий ветер», «Ночной город» или «Полнолуние в апреле»! Да и фигурки животных, рыб или птиц у Татьяны Нелюбиной это далеко не анималистическая скульптура. Её скульптура малых форм всегда наполнена сильными внутренними побуждениями и энергией самой жизни. Во всех работах присутствует большая доля технического мастерства, помноженного на специфическую авторскую эстетику.

  При всей непохожести языка, которыми пользуются оба мастера, их объединяет высокий уровень профессионализма и своеобразной изысканности. В гравюрах это разнообразные и сложносочетаемые техники офорта, гравюры на металле со множеством дополнений (акватинта, акварель), высокая и глубокая печать, ксилография, гравюра на картоне, монотипия. В скульптурных работах можно рассматривать множество способов обработки камня, его шлифовки и соединение приёмов круглой пластики с рельефом различной высоты и гравировкой. Оба автора демонстрируют настоящую профессиональную маэстрию, высокую эстетичность разнообразных пластических приёмов.

  Каждый автор демонстрирует опору на традиции: у Балмасова угадывается изощренная эстетика декаданса, в сочетании с абстрактными приёмами, у Нелюбиной ощутимы элементы народного примитива, приправленные иронией и мягким юмором. Это тем более становится интересно, когда возникает повод сравнения одних и тех же сюжетов и образов. Темы «Похищение Европы», «Адам» и «Ева» словно специально соединились в экспозиции. Авторов интересует смысловая пластическая составляющая событий. И каждый из них своим неповторимым языком стремится к раскрытию внутренней сущности образов и явлений, их красоты и сложности.

 

 
Ольга Клименская, искусствовед