К ВЕЧЕРУ ВЫПАЛ СНЕГ. 24/XI/2022 - 15/I/2023

Татьяна Нечеухина художник и человек удивительный, во многом неожиданный. Иногда кажется, что нет такого дела, которое она не смогла бы сделать. И делает она его с душой, искренне и качественно. Она может писать картины, большие и совсем крошечные, делать настенные росписи или резать скульптуру, придумывать новые выставочные проекты, составлять самые разнообразные экспозиции, … а ещё, выращивать детей, и не только своих, но и воспитывать новых и думающих художников. Этот далеко не полный список постоянно дополняется всё новыми пунктами и событиями, которые неизменно увлекают Татьяну и которые она часто реализует вместе со своими друзьями и единомышленниками.

Новая экспозиция в галерее Марис-Арт  - это выставка Татьяны Нечеухиной, которую автор назвала «К вечеру выпал снег». Название определённо настраивает на пейзажную тему. Однако здесь почти нет пейзажей. А есть пространство тёплого дома, воспринимаемого многими как очень родной для людей и в нашем регионе, да и во всей нашей стране. Во всяком случае, подобные квартиры или дома, часто деревянные, с половичками или ковриками, с уютной атмосферой знакомы тем, кто помнит детство своё или дома родственников. А снег пошёл к вечеру, и так приятно смотреть на холодную улицу из окна тёплой комнаты. Сопоставление образа уютного дома и снежного пейзажа, - тема, которая оказалась сегодня особенно актуальной. Каждый её может воспринимать по-своему. При этом художник, отнюдь, не навязывает зрителю свой сложно-ассоциативный акцент.

Рассматривая экспозицию, видишь предметы, напоминающие о прошлой предновогодней, возможно детской жизни, а живописные композиции помогают развивать тему. Вот сундук «с добром», где понятие «добра» может иметь двойной смысл. Прописанный детально, с почти натуралистичными подробностями, он, тем не менее, благодаря авторской подаче, его композиционной особой значительности, даёт повод  догадываться о чём-то, возможно, очень личном. Татьяна Нечеухина как настоящий большой художник создаёт свои образы, к которым зритель может подключиться, опираясь уже на свой жизненный опыт. Здесь, также как и в других работах, мастерски созданное изображение ценно не столько само по себе, сколько тем эмоциональным отзывом, который может возникнуть у каждого.

            Дом это место, где, прежде всего, царят женщины, а где женщины, там и дети. У Татьяны Нечеухиной женские образы – это хранительницы очага, рожающие и воспитывающие детей. И они же передают домашние и родовые традиции от одного поколения к другому. Тема прошлого, неизбежно переходящего в настоящее и будущее в жизни рода, выстраивает всю логику экспозиции, формирует пространство важных смыслов и захватывает своей неизменной силой. Зритель не просто присутствует в пространстве экспозиции, у него есть повод поучаствовать в размышлениях о человеческой жизни.

Важно отметить, что все произведения создавались в разное время, на протяжении последних 5-7 лет. Однако эта тема стала для автора столь постоянной и необходимой для осмысливания, что все работы органично выстраиваются в значимое личностное высказывание. Немало людей, кто на определённом этапе вспоминает своих предков, берется за просмотр старых альбомов с фотографиями, начиная осознавать свою связь с пространством и временем другой жизни.  Для Татьяны Нечеухиной это понимание отличается глубиной и высокой степенью человечности. Потому её работы находят у зрителя живой эмоциональный отклик. Именно поэтому хочется их смотреть и размышлять о жизни как о бесконечном движении от прошлого к настоящему и к будущему.

Язык живописных произведений чрезвычайно многолик и мастерски непредсказуем. Авторское высказывание диктует средства изображения, которые кажутся почти случайными. Стилевые и пластические приёмы работ всякий раз удивляют и заставляют присматриваться более внимательно к смысловому контексту. Художник всякий раз высказывается с артистичной определённостью, которая проявляется в свободном сочетании реалистически проработанной живописной фактуры с элементами искусства примитива, эскизности, со словно небрежным или выразительно пастозным заполнением фона и изящными приёмами стиля модерн. В каждом произведении раскрывается своя эмоционально-пластическая тема, полная иронии и серьёзных размышлений.

Глубоко осмысленное и человечное отношение к жизненным событиям и обстоятельствам, бесспорно, свидетельствует о зрелости авторской позиции. Вместе с тем, работы и сами экспозиционные построения Татьяны Нечеухиной позволили состояться нежно-тёплой, по-особому домашней и немного таинственной выставке.

Ольга Клименская, искусствовед