ТЫ НЕ ПЛАЧЬ ОБО МНЕ... 22/IV - 22/VIII/2020

Выставка, названная «Ты не плачь обо мне…» в галерее «Марис-Арт» - это выставка-память. Память о войне и не только о ней. Экспозиция посвящена 75-летию Победы и создана по предложению АО «ОДК Пермские моторы». Её авторами стали Татьяна Нечеухина и Максим Нурулин. Живописцы, не знавшие войны, искали свой способ передать эту очень непростую тему в выставочном пространстве. Авторы неоднократно, как и все мы слышали важные и правильные слова: «Священная война», «Великая победа», «Никто не забыт и ничто не забыто!». Художнику для создания значимого произведения необходимы живые эмоции, личные впечатления, которые он способен преобразовать в художественные образы. Война была невероятным, чудовищно трудным испытанием для всей страны. Казалось бы, было почти невозможно выжить. Тем не менее, жизнь продолжалась, и во всех её событиях люди сохраняли желание радоваться, помогать друг другу.

Для того чтобы выставка получилась, авторы искали то, что могло дать им живой непосредственно и лично прочувствованный отклик. По их признанию, значимым для них стало чтение текстов писем 1942-45 годов, которые были написаны в тыл с фронта самыми разными участниками войны. Строка одного из таких посланий и дала название выставке. Автор письма – медсестра, получившая смертельное ранение, пишет эти слова своим родным.

Конкретные факты, исторические реалии и знакомство с событиями военных лет позволили Татьяне Нечеухиной и Максиму Нурулину в выставочном пространстве сформировать пронзительный образ, в котором возникла особенная атмосфера. Она образовалась благодаря точно продуманному и глубоко осмысленному сочетанию ряда живописных работ с инсталляциями. Экспозиция оказалась наполнена человеческим теплом, через которое проступают отдельные трагические знаки войны и не менее драматичный быт людей, живущих вдали от сражений.

Тема военной тыловой жизни была важна не только потому, что Пермь тогда стала значимым городом в тылу, в котором, как принято говорить, ковалась победа. Пермский моторный завод стал одним из центральных предприятий по выпуску авиамоторов для фронта. Воспоминания участников событий тех лет, наряду с заводскими буднями, во многом касались быта, занимавшего лишь небольшую часть времени рабочих. Тяжелейшие условия работы «подпитывались» теми немногочисленными радостями жизни, которые оставались в памяти. Радость от полученной банки варенья в качестве приза, кроме того, валяной обуви, каток, танцы или кино в юнгородке, где проживали рабочие завода, молодёжь 14-19 лет, - это были именно те факты, которые наполнили и раскрыли для авторов выставки эмоциональную составляющую темы. Человечность и готовность радоваться совсем малому, вместе с тем, понимание сложности той жизни отражены в их живописных произведениях. Скупой язык, манера подачи и цветовая сдержанность каждого произведения помогают зрителю «подключиться» к живым переживаниям героев.

Наряду с нежно-грустными пейзажами, отдельными бытовыми предметами и условными, словно увиденными сквозь время, образами людей, в экспозиции возникает трогательно-аскетичный образ времени. Прочувствованная «пережитость» его ощутима в темах и интерпретации композиций «Наши мамы», «Вдовий натюрморт», «Песня», «Юнгородок», «Премия» Татьяны Нечеухиной, а также она по-своему трактована и воспроизведена в пейзажах Максима Нурулина «Под белым одеялом», «На пороге зимы», «Отражение. Обнажённый берег» и в его же произведениях «Банный день», «Неопознанные герои», ширме «Тайны земли».

Авторам удалось для каждого произведения найти свой неповторимый язык выражения целого ряда очень сложных фактов и понятий. «Вдовий натюрморт» и «Песня» Нечеухиной имеют композиционное решение, подобное русским житийным иконам. Отдельное «клеймо» показывает словно малый камерный фрагмент жизни и настроений военной поры. Изображения, собранные в иконную композицию, формируют возвышенно-бытовой, местами пронзительно трагедийный образ. Каждое произведение хочется рассмотреть особо, вместе с тем, их совместное экспонирование формирует тонко прочувствованный образ военного времени.

Инсталляционная часть экспозиции напоминает о доме, построенном своими руками, в который хотелось вернуться солдату. Напоминает и о воротах, возведённых в мирное время, возле которых происходило прощание перед отправкой на фронт. Ракурсные пространственные совмещения неожиданно обнаруживают сквозные, по-особому щемящие пейзажные образы, тем самым, расширяя восприятие темы родного дома.

Выставочная экспозиция «Ты не плачь обо мне…» раскрывает важные связи и порождает сложный ассоциативный ряд. Главная её особенность - это то, что она оказалась по-особому спокойной и тихой. Однако это спокойствие, по мере осмотра, постепенно наполняется внутренним напряжением. Оно нарастает, достигая своего драматизма, когда появляется возможность открыть и прочесть треугольники писем, «проверенных военной цензурой». В тишине выставки словно присутствуют её невидимые герои, живые люди, те, кто писал с фронта, те, кто жил и работал в тылу, кто строил дома и ставил ворота, у которых прощались и ждали возвращения. Здесь суровая правда жизни удивительно сочетается с нежностью и грустью воспоминаний. Это образ не только самого дома, но и того, ради чего жили и воевали. Это память сердца.

Ольга Клименская, искусствовед