ТриО 2. 23/IX - 21/XI/2020

Новая выставка в галерее «Maris-Art» с загадочным названием «ТриО2» открывает для зрителей тему творческих семейных династий. Она знакомит с несколькими новыми персонажами художественной жизни Прикамья, в том числе с неизвестными или почти забытыми произведениями известных мастеров.

Династия Обориных – это Пётр Артемьевич, Галина Федоровна, его супруга – оба живописцы и Елена, их дочь, художник-модельер, в своё время работавшая в Пермском Доме Моделей. Все авторы представлены живописными произведениями, в которых легко угадываются традиции реалистической школы, но и не только…

Прежде всего, отклонение от реалистических приёмов ярко видно в работах Петра Оборина. И пейзажи, и персонажи, и композиции наполнены парадоксальным ощущением, что мы видим нечто «знакомое-незнакомое». При всей узнаваемости, изображения деревьев, камней, человека, гор пластически и живописно слегка деформированы, акцентирована их фактурность, подчеркнута, выявленная авторским взглядом необычность обычных вещей. Если во вполне рядовом изображении калийной шахты есть некая необычность по самой своей сути, то красочная и пластическая феерия её по-особому подчёркивают. А вполне, казалось бы, узнаваемые пейзажи, натюрморты, лица вдруг превращаются в необычайное фантастическое высказывание («Белый мох», «Танец огня», «Ель над обрывом»). Многие образы Петра Оборина наполнены какой-то странностью, словно мистической образностью («Звездопад», «Лесное око», «Лесная нимфа»).

Способность видеть и чувствовать таинственное в обычном и даже заурядном, во многом, стали тем пластическим языком, который показал, что художник эпохи соцреализма идёт по совершенно иному пути. Его интересовали поиски, ведущие в сторону новых образных решений. Камень, дерево, человек, горы снаружи и изнутри, в живописных работах Петра Оборина соединяются пластическими приёмами в некое целое, обозначая их общую природу, природу различных, но связанных между собой стихий. Отсюда и чудесные, почти сказочные образы, персонажи легенд - Данила Мастер, Медной Горы Хозяйка, Леший и другие. По всей вероятности, художник чувствовал себя глубоко причастным к уральской земле, её недрам, её сказам и её людям.

Галина Оборина в своих, как правило, небольших по формату работах в экспозиции выставки представлена пейзажами и натюрмортами. Весьма важное исключение здесь её автопортрет 1939 года. Нежный образ великолепно передаёт характер личности и время, когда он был создан. В нём ощутима некоторая робость от необходимости пристального вглядывания в своё лицо, подчёркнутая объективность и сдержанная строгость. Столь же серьёзно художник пишет природу во множестве её проявлений. В пейзажах она не стремится изобразить эффектные виды, в натюрмортах обращает своё внимание на негромкое очарование полевых цветов, передавая их трогательную стойкость и нежные оттенки соцветий. Произведения Галины Обориной исполнены в хорошо узнаваемой классической традиции русской реалистической школы и наделены определённой поэтичностью. В них глубина пространства, живость изобразительных приёмов имеют свойство увлекать внимание зрителя. А некоторые пейзажи художника становятся живыми документальными свидетельствами об экспедициях, в которых ей довелось участвовать («Палатка археологов»). Чрезвычайно интересны и исторически значимы её документальные пейзажи, например о том, как готовили к затоплению леса и огромные пространства под будущее Камское море («Подготовка дна Камского водохранилища на реке Чусовой»).

Произведения Галины и Петра Обориных свидетельствуют о том, что оба они были людьми внимательными, наделёнными душевной тонкостью и деликатностью. Эти свои качества они по наследству передали дочери Елене Петровне. Она продолжила семейную традицию, также получив творческую профессию. К сожалению, в экспозиции представлены только три её живописные работы, исполненные в 1970-х годах. Они свидетельствуют и о высоком профессионализме, которому были привержены её родители, и о совершенно ином времени, и о свойственных ему иных живописных приёмах. Русская реалистическая традиция в работах Елены видоизменяется в сторону заметной выразительной трансформации, с эмоциональной напряжённостью формы, фактуры и цвета.

Экспозиция выставки «ТриО2» знакомит ещё и с тремя представителями династии камнерезов из посёлка Красный Ясыл. Это мастера семьи Овчинниковых: Роман – сын знаменитого камнереза Анатолия Овчинникова, жена Романа Татьяна Овчинникова-Дудник и мать Романа Фаина Павловна, известный у себя на «Уральском камнерезе» автор «экспериментатор». Это именно по её образцам комбинат много лет выпускал в массовое производство фигурки, изготовленные из уральских поделочных камней. Одна из самых известных среди них – «Золушка» - образ сказочный, но вместе с тем, трогательный. Здесь автор использует смелое и выразительное сочетание двух различных камней – селенита и кальцита. Выбор камня для работы и выявление его структурной живописности – работа далеко не ремесленника, а художника, мастера камня. Нередко камень диктует образ, тогда то и другое становится ярким запоминающимся изображением («Рыба Мурена», «Котёнок Гоша», «Заяц льдистый»).

Высокие традиции камнерезного искусства от обоих своих родителей усвоил и развивает Роман Овчинников вместе с супругой Татьяной. Тем не менее, каждый из них обретает свой почерк, имеет свои предпочтения и развивает индивидуальный пластический язык. У Романа образы животных имеют большую структурность, нередко воплощают брутальную энергию: «Волк «Вой», «Лось», «Кабаны». На выставке больше его произведений из кальцита, тем не менее, он с лёгкостью владеет умением выявить и показать выразительные фактурные возможности других камней: «Снегирь» выполнен на сочетании талькохлорита и розового ангидрида, а «Черепаха» и «Рыбы» созданы из селенита.

Знаменитый уральский селенит, имеющий разнообразную по насыщенности прозрачность, эффектно использует в своих композициях Татьяна Овчинникова-Дудник. Она оставляет почти без скульптурной обработки сам камень, тем самым подчёркивая его медовую глубину и выразительность. Её «Слониха со слонёнком» и «Улитки» представляют редкую по красоте, насыщенности и глубине цвета массу селенита. Лишь подвергая шлифовке и точно едва намечая контур, а также фрагменты пластической формы, Татьяна выработала свой индивидуальный почерк мастера-камнереза.

Казалось бы, увидеть красоту камня могут многие, а извлечь её из каменной массы могут только художники. В этом состоит искусство камнереза, который создаёт образ, сочетая форму, фактуру и пластику, когда одно усиливает другое. Благодаря этому сочетанию форма изобразительная «работает» вместе с формой, цветом и фактурой камня.

Интересно то, что экспозиция выставки «ТриО2» не только знакомит с двумя творческими династиями земляков, но и представляет произведения, рождённые самой природой Урала во множестве её разнообразных воплощений. Каждый из авторов - яркая, развивающаяся личность, ведущая поиски в русле своих взглядов, вкусов и темпераментов. Любопытны здесь также смысловые и пластические переклички в образах и приёмах разных авторов. Места действия, показанные в живописных работах, часто связаны с природными каменными образованиями, горными массивами. Так, Пётр Оборин пишет структуру и богатую цветовую палитру камня в композиции «В калийной шахте». Художники-камнерезы раскрывают в своих произведениях природную красоту самых разных камней. Уральский камень становится естественной средой обитания героев триптиха «Сказы Бажова», да и сама красочная поверхность многих работ Петра Оборина фактурно словно прорастает, как растёт камень в природе.

Каждый из представленных на выставке авторов, по-своему прикасается к тайнам уральской природы, включая своё понимание в важный контекст искусства. И живописцы Оборины, и камнерезы Овчинниковы неизменно относятся к этому с любовью, глубоким пониманием и нежностью.

Ольга Клименская, искусствовед