КОСМОС НАШ. 12/IV - 22/V/2021

«Космос наш» - название выставки никак не подразумевающее, что мы космос присвоили. Совсем напротив, мы с ним сжились, он стал важной частью нашей жизни, несмотря на то, что мы даже не всегда это осознаём. Выставочная экспозиция в галерее Марис-Арт подключает нас к этому осознанию. Народное понимание того, что такое КОСМОС возникло и формировалось спонтанно и, вместе с тем, с укоренённой опорой на давние культурные и духовные традиции. Прежде все в России знали, что небеса – это то место, где Бог, а 60 лет назад появилось новое знание о том, что КОСМОС – это пространство, где летают ракеты, живут планеты и где, возможно(!) есть ещё жизнь, может быть даже такая же, как на Земле. Да и сама Земля – это только одна из планет Солнечной системы, а систем в КОСМОСЕ видимо-не видимо! То есть, КОСМОС всегда был не пустым местом, а был населён. Принимая это знание, люди разумели, что всё в жизни правильно, потому, к непознанному относились с философским пониманием - мол, бывает всякое!

Это народное приятие точно передают произведения на выставке в Марисе. Их автор художник Лидия Ерохина сегодня не очень широко известна в Перми. Тем не менее, она более пяти лет постоянно участвует в городских выставках и значимых художественных проектах. После учёбы в Государственной академии театрального искусства в Санкт-Петербурге она получила специальность «художник-технолог театра кукол». Сегодня она много и постоянно работает «на стыке» театрального и декоративного искусства. Список её участия насчитывает почти пять десятков выставок в различных городах нашей страны, Германии и Голландии, спектакли, работа над фильмами и художественными проектами.

Экспозиция «Космос наш» - это полностью авторский проект Лидии Ерохиной. В основе его - то самое глубинное понимание КОСМОСА, как освоенного на бытовом понимании населённого места, превратившегося в тёплое домашнее, хоть и далёкое пространство. Уютность этому месту придают домашние плетёные из цветных тряпочек половички, расписные деревянные дощечки, словно снятые со стены избы или вынутые с деревенских палатей. Созданные автором объекты тонко стилизованы под приёмы традиционного народного искусства. Эта стилизация основана на точном знании того, как это делалось и 100, и 200 лет назад. В частности, художник использует способы наложения цветных мазков, присущих урало-сибирским росписям по дереву.

Лидия Ерохина художник удивительный, она не только великолепно владеет самыми разнообразными материалами и техниками, но и придумывает оригинальные запоминающиеся образы. Домотканые ковры содержат вполне внятные фигуры и объекты солнечной системы, а вместе с тем, это яркие, позитивные и эффектные предметы домашнего уюта и тепла. Росписи на досочках, как это и было свойственно народной традиции, содержат свои комментарии к известным событиям, сообщениям ТАСС или строкам песен: «Прошит метеоритами простор…», «Как сын грустит о матери…». Здесь, наряду с приёмами собственно росписи, легко угадываются стиль и образы лубочных народных картинок. Облачка на небе превращаются в цветы, человек летит как птица, раскинув руки-крылья или оседлав спутник, космонавт встречается с Ангелом, - ведь оба они на небе, почему бы не повстречаться!

Добрая улыбка освещает изображения самых разнообразных сюжетов, где есть текст и где буквально каждая фраза, наряду с фигурками людей, содержит непременное присутствие окружающего мира, наполненного солнцем, ветром или луной и обязательно цветами и травами – «…снится нам трава, трава у дома…». Вслед за словами «космических» песен художник выстраивает мир народных понятий о взаимодействии всего со всеми. Энергичная и энергетическая связь использованных материалов, приёмов работы и стилистических отсылок приправлены весёлой эмоциональностью, юмором и иронией.

Современный автор, превосходно владеющий традиционным языком искусства и эффектными до простоты приёмами образных инсталляций, Лидия Ерохина легко переходит с одного языка и материала к другому. Экспозиция первого зала это не что иное, как «солнечный круг, небо вокруг». Все не очень понятное «космическое» приближено и объяснено в стилистике народной картинки, с позиции народной мудрости. Всю галерею Марис наполняют ракеты, космические тела, спутники и повсюду небо, небо, небеса. Приёмы остроумных инсталляций встречаются везде: вязаный сачёк со звездами – это «Млечный Путь», пластический рельефный натюрморт с подсвеченными элементами – это «Невесомость. Он махнул рукой!». Мастерски используя возможности таких прозаических материалов как дерево, бумага, папье-маше, металл, а также придумывая образы и изготавливая световые объекты, предметы интерьера, росписи, ковры и коврики, художник вовлекает зрителей в круговорот жизни не только материального мира, но и мира бесконечных фантазий, мудрых и наивных представлений.

Лидия Ерохина создает свои пластические чудеса, всегда разные и неожиданные. Она художник, творящий настоящее волшебство, показывая жизнь как сказочный мир и магию, иногда лукавых, театральных превращений. Наряду с этим, она может быть охарактеризована как художник, для которого важно создавать не то, что я вижу, а то, что хочу, чтобы увидели другие.

Ольга Клименская, искусствовед